Ученые о сознании, душе, мозге, вере и жизни после… 

А.И. Болоздыня
Болоздыня Александр Иванович — доктор физ.-мат. наук,  профессор, директор центра ядерной медицины и заместитель научного руководителя межкафедральной лаборатории экспериментальной ядерной физики МИФИ, заместитель декана факультета теоретической и экспериментальной физики (с 2012 года).
 
«Физики-ядерщики в известном смысле ближе к осмыслению вопросов веры и каких-то истин большого масштаба чисто профессионально. Идеи начала Вселенной, конечности времени и возможности его полного отсутствия были высказаны в Священном писании три с половиной тысячи лет назад, а сейчас являются рабочим инструментом физиков»
Ричард Фейман
Ричард Филлипс Фейман  (1918-1988) — американский ученый, физик-теоретик, один из основателей квантовой электродинамики, лауреат Нобелевской премии по физике 1965 г.
 

Я не верю, что наука может опровергнуть существование Бога — думаю, это невозможно. И если это невозможно, то являются ли согласованными категориями вера в науку и вера в Бога — обычного Бога, как его трактует религия?

Да, эти возможности совместимы. Несмотря на то что больше половины ученых не верят в Бога, многие ученые верят и в науку, и в Бога в совершенно согласованной форме.

Источник: Ричард Фейман. Радость познания. Издательская группа «АСТ», 2014. (Richard Phillips Feynman. The Pleasure of Finding Things Out: The Best Short Works of Richard P. Feynman).

Луи де Бройль
Луи де Бройль (1892-1987) — французский физик-теоретик, один из основоположников квантовой механики, лауреат Нобелевской премии по физике (1929 г).
 

 «Величайшей ошибкой, которую, кстати, очень легко допустить, было бы мнение о том, что современные представления науки являются окончательными…Мы никогда не должны забывать (история наук это доказывает), что каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает, и что в этой области каждая новая открытая земля позволяет предполагать о существовании еще неизвестных нам необъятных континентов».

 

«Когда ученый пытается понять категорию явлений, он начинает с допущения, что эти явления подчиняются законам, которые нам доступны, поскольку они понятны для нашего разума. Отметим, что это допущение не является очевидным и безусловным постулатом. В самом деле, этот постулат сводится к допущению рациональности физического мира, к признанию, что существует нечто общее между структурой материальной вселенной и законами функционирования нашего разума. На основе этой гипотезы, которую мы выдвинули, естественно не всегда сознавая всю смелость такого допущения, мы пытаемся найти разумные соотношения, которые, согласно ей, должны существовать между чувственными данными».

 

«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что науки всегда дают абсолютно достоверные положения; эти люди считают, что научные работники делают свои выводы на основе неоспоримых фактов и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причём исключена возможность ошибки или возврата назад. Однако состояние современной науки, так же как и история наук в прошлом, доказывает, что дело обстоит совершенно не так…».

Источник: Де Бройль Л. По тропам науки. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. — 408 с.

Гинзбург В.Л.
Виталий Лазаревич Гинзбург (1916-2009) — советский и российский физик-теоретик, доктор физико-математических наук, профессор, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике.
 

«На вопрос, существует ли Бог, агностики отвечают: не знаю, на этот вопрос нельзя ответить. Для подобной позиции имеются основания, ибо доказать отсутствие Бога невозможно, как нельзя доказать и его существование»

Источник: Гинзбург В. Л. Религия и наука. Разум и вера // «Наука и жизнь» № 7, 22 (2002).

 

«Атеист отрицает всякое существование Бога, чего-то за пределами природы. Разумеется, подобное убеждение есть «интуитивное суждение», которое нельзя доказать. Интуитивным суждением является и вера в Бога». 

Источник: Источник: В. Л. Гинзбург, Разум и вера // Вестник РАН 69 – 1999, № 6, с. 546.

Раушенбах Б.В.
Борис Викторович Раушенбах  (1915-2001) — советский и российский физик, доктор технических наук, профессор, академик АН СССР, лауреат Ленинской премии, один из основоположников советской космонавтики, член Международной Академии астронавтики.
 

«У нас существует, да и всегда существовало, несколько прямолинейное представление о том, кто такие материалисты и кто такие идеалисты. Но ведь есть еще большой класс дуалистов, о котором почему-то совсем не упоминают. Дуалисты признают одинаково первичными и дух, и материю. Причем двойственность эта как раз чаще всего проявляется именно у ученых естественнонаучного профиля, у физиков, например, и это вполне объяснимо. Потому что, чем больше погружаешься в физические проблемы, тем больше убеждаешься, что там чего-то не хватает. Поэтому ученые, пытавшиеся понять окружающий человека космос, у нас, к примеру, Циолковский, в Германии — Герман Оберт, считали себя дуалистами, полагая, что все одинаково важно, и монистический взгляд — что важно только одно или только другое, — является в известной мере упрощением. На самом же деле реальная картина сложней. Ведь дуализм необязательно вера или, лучше сказать, конфессия. Это просто признаки двух начал».

«Нас усердно учили, что материя первична, а все остальное вторично. А многие ученые все-таки считают, что такое утверждение — чепуха. Например, Сахаров — я часто ссылаюсь на него по этому поводу, потому что он был человеком исключительной честности и смелости и никогда не подделывался и не подстраивался, — Сахаров считал, что в мире существует нечто вне материи и ее законов, нечто, что отепляет мир. И добавлял: это чувство можно считать религиозным. Если понимать под религией такое чувство, которое говорит об осмысленности мироздания, что мироздание не случайное собрание молекул или еще чего-нибудь, а нечто, имеющее смысл, цель, то такого мнения придерживаются очень многие. Это довольно значительная прослойка, которая признает, что существует нечто, но в церковь не ходит и не становится верующей в общепризнанном значении: следовать церковным обрядам или совершать намаз сколько положено раз в день, и так далее».

«Чем же на самом деле являются эти Высшие Силы? Действительно ли они — Провидение, сообщающее нашей жизни во всей ее тысячелетней объятности смысл и цель, или это тупые и безразличные ко всему законы Природы? Однозначный ответ на поставленный вопрос дать нельзя. Верующий скажет, что выше было описано начало процесса, постепенно приведшего людей к единому Богу; атеист будет утверждать, что речь шла лишь о еще не познанных законах природы. Впрочем, это только подтверждает известное давно: логически нельзя доказать ни бытия Бога, ни его отсутствия во Вселенной».

Источник: Раушенбах Б.В. Пристрастие. — М.: Издательство «Аграф», 1997. — 432 с., илл.

 

«Считаю, что без высшего начала (а существование души не может не быть свидетельством высшего начала) жизнь настолько омерзительна, что лучше не жить. Если нет ничего высокого, идеального в нашем существовании, то это не для меня».

Источник: Раушенбах Б.В. Посткриптум / Лит. зап. Инны Сергеевой. — Р25 М.:Рос. гос. б-ка, издво «Пашков дом», 1999.- 216 с: ил. 

© 2019-2020  Сайт Продолжение жизни