«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом»
Макс Борн (1882-1970), физик, лауреат Нобелевской премии
Александр Сергеевич Чирцов — кандидат физико-математических наук, доктор технических наук, профессор физико-технического факультета мегафакультета фотоники Университета ИТМО, профессор и заведующий кафедрой физики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина).
«Происхождение жизни — полная загадка, так же как и существование человеческого сознания. Мы не имеем четкого представления о том, как электрические разряды, происходящие в нервных клетках нашего мозга, связаны с нашими чувствами, желаниями и действиями»Источник: Dyson F. How we know. The New York Review of Books. March 10, 2011; LVIII (4): 8-12.
«У меня есть сомнение, что можно выкидывать сознание за рамки современной науки. Обычно мы считаем, что мир состоит из материи, а сознание нужно для того, чтобы понять, что такое материя. Я думаю, что эта точка зрения немножечко примитивная, и нам придется как-то все вместе объединять. Это революционные шаги, которые нам предстоит еще сделать и о которых еще можно только с робостью мечтать.»
«В физике мы всегда хотим понять, как наши наблюдения связаны с устройством нашей Вселенной. Один из путей — отсчитывать от себя: я живу в том мире, в котором возможна моя жизнь, где физические константы допускают мое существование. Идти от «первых измерений», от измерений над собой, а уже от этого к обсуждению того, как весь мир устроен, как устроена наша часть мира. Но проблема в том, правильно ли мы задаем эти вопросы. Мы спрашиваем, какова вероятность жить, как будто знаем, что такое жить.
«Жизнь, разум и сознание не принадлежат к материальной области; какими бы они ни были сами по себе, они явно представляют собой нечто совершенно отличное от материи и энергии. И всу же они используют материю и доминируют над ней.Материя устроена и перемещается с помощью энергии, но часто по велению жизни и разума. Разум сам по себе не прилагает усилий и не входит в схему физики, но, тем не менее, косвенно приводит к результатам, которых в противном случае не было бы. Он, безусловно, приводит в движение механизмы или конструкции целенаправленного характера. У птицы растут перья, и она строит гнездо: я сомневаюсь, что в первом случае меньше замысла, чем в другом.Каким образом жизнь осуществляет это руководство, как она направляет эти движения, остается тайной, но то, что она делает это, можно наблюдать ежедневно. От движения пальца до конструкции самолёта есть только последовательность шагов. От роста сорняка до полёта орла, от дрожжевого зерна на одном конце до человеческого тела на другом, – повсюду видна организующая сила жизни, довлеющая над материей.»